joomla

Психология больного туберкулезом

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО ТУБЕРКУЛЕЗОМ

(Для психологов, социальных работников и населения)

 

 

Туберкулез, несмотря на очевидные успехи современной терапии, остается тяжелым заболеванием. Человек, узнавший, что он болен туберкулезом, переживает тяжелейший кризис. Как правило, это сопровождается изменением самооценки, влиянием на самоуважение и снижением уверенности в себе. Возможное снижение или утрата социальной идентичности человека объясняются происходящей в ряде случаев стигматизацией, дискриминацией, что ведет к обесцениванию личности, ущемлению прав, снижению социального статуса, «приклеиванию ярлыков». Таким образом, социально-психологические последствия туберкулеза проявляются на нескольких уровнях: индивидуальном, семейном, общественном, а также на уровне организаций и структур, задействованных в процессе.

Заболевание, угрожающее жизни пациента, ломает психику и нарушает душевное состояние, требует переосмысления и неизбежного изменения своей жизни. Не все могут сразу осмыслить и принять изменение качества жизни. Следовательно, перед психологом и психотерапевтом противотуберкулезного диспансера встает задача: оказать помощь в адаптации пациента к его новому статусу и информировать о заболевании.

От профессионализма специалистов зависит дальнейшее поведение пациента. Душевное состояние пациента влияет на клиническую картину течения заболевания, соматический статус и, в итоге, на качество жизни. Таким образом, психолог и психотерапевт, работающие с больными туберкулезом, должны владеть определенным объемом знаний, навыков, психологических приемов и навыков для грамотного, эффективного взаимодействия с пациентами. Эффективное взаимодействие команды «врач — психолог — психотерапевт — пациент» является  гарантией максимально благоприятного течения заболевания.

В практике психолога и психотерапевта противотуберкулезного диспансера применяются различные методики взаимодействия с пациентом и его близкими: консультирование, интервьюирование, анкетирование, психологическое тестирование, психотерапия или психологическая коррекция, медикаментозная коррекция. Психолог и психотерапевт такого учреждения должны учитывать особенности эпидемиологии и клинических проявлений заболевания, уметь работать с пациентами, имеющими туберкулез, и их близкими, а также с другими специалистами, в помощи которых может нуждаться пациент. Основываясь на собственном опыте работы в противотуберкулезном диспансере, хочется отметить некоторые особенности взаимодействия с пациентом, имеющим длительно текущее заболевание — во многих случаях такое взаимодействие является по сути своей кризисным консультированием.  Цели и задачи взаимодействия в команде «психолог — психотерапевт пациент — врач»:  оказание эмоциональной поддержки (безоценочное принятие пациента как личности с индивидуальным набором личностных качеств и особенностей);  оказание информационной поддержки и практической помощи; психологическая и психотерапевтическая коррекция нарушений; мотивация на изменение поведения.

Человек, узнавший о том, что у него диагностирован туберкулез, может быть не готов к восприятию этого диагноза. Спектр эмоциональных реакций может быть широким: от бездействия до полного контроля над ситуацией, могут проявляться и такие реакции как шок, тревога и страх, гнев, чувство вины и обиды, и др. Сила реакции пациента при объявлении диагноза зависит от возраста, личностных особенностей, информированности, социального окружения, взаимоотношений со значимыми людьми.  При грамотном ведении диалога с пациентом адаптация к диагнозу происходит легче и быстрее. Внимание пациента (даже при не самом благоприятном течении заболевания) переводится от эмоциональных переживаний к рациональным действиям, необходимым для противостояния заболеванию. Профессиональная помощь должна быть направлена на активизацию собственных ресурсов человека.

На протяжении всего периода взаимодействия психолог/ психотерапевт и пациент вместе проходят следующие этапы адаптации к диагнозу:

Первый этап — растерянность. Человек, намеренно или неожиданно, получает извне объективную информацию о своем здоровье. На этом этапе защитный психологический механизм может сработать, вызвав отрицание и неприятие ситуации, то есть сразу воспринять объективную информацию пациент не сможет. В таком случае необходима эмоциональная поддержка. Единственный эффективный способ коммуникации в таком состоянии — невербальное общение. Помолчите вместе с пациентом. О сочувствии может говорить ваше выражение лица, поза, жесты.  Наличие тяжелого заболевания расценивается пациентом как прямая угроза жизни. Естественная психосоциальная реакция может быть настолько сильна, что если не уделить ей в этот момент достаточного внимания, последствия будут весьма серьезными. В ходе адаптации вполне естественны эмоциональные реакции на стрессовую ситуацию с включением индивидуальных форм психологической защиты (слезы, вербальная агрессия и тому подобное) — что характерно для периода «эмоционального проветривания». Реакция отрицания на данной стадии действует успокаивающе — не устраняя причины, уменьшает боль, однако часто именно отрицание препятствует началу активного лечения. Пациент, отрицающий диагноз, изо всех сил стремится сохранить привычную жизнь. Следует отметить, что психические нарушения на данном этапе протекают по типу психогенных реакций, так как нарушений соматического состояния, как правило, не происходит или они слабо выражены — это часто становится причиной сомнений в наличии диагноза. В этой связи важно не давать информации об ориентировочных сроках развития заболевания конкретному больному, так как это может повергнуть его в хроническую депрессию, снизить мотивацию и подорвать готовность к контакту. Важно обсудить чувства пациента по отношению к заболеванию, признать нормальность этих переживаний и объяснить, что они не являются чем-то исключительным и свойственны всем людям.

Второй этап — адаптация к диагнозу. Ведущая эмоция — протест. Эта стадия трудна как для больного, так и для окружающих. Человек в той или иной степени нашел контакт с реальностью, у него может появиться чувство вины или агрессии, чаще направленное на ситуацию (самого себя, судьбу, конкретных людей, систему здравоохранения и т.д.). Гнев по отношению к себе нередко приводит к развитию тяжелой депрессии. При реакции агрессии пациент не хочет никого выслушивать, самостоятельно определяет виновников «крушения» своей  жизни, протестует против режима лечения, ищет «объективные причины» для отказа. От специалиста требуется высокий уровень эмпатии, важно помочь пациенту в конструктивной форме выразить накопившуюся агрессию. С пациентами, имеющими чувство вины или, наоборот, обиды, работать легче. Вина рождает страх, страх — обиду и злость; осознание злости вновь рождает вину. Можно вместе с пациентом проанализировать его жизненный путь, обнаруживая ситуации, когда он вел себя неправильно, вместе подумать, как это поправить (сделать добрый поступок, навести порядок, помириться, попросить прощения, простить, осуществить давно задуманное и т.д.). Только проговорив чувства вины и обиды, проработав их с помощью специалиста, человек может завершить самоидентификацию и принять себя.

Третий этап — депрессия. Ведущее состояние — подавленность; протеста больше нет, есть жалость к себе, тоска по «уходящей жизни». Приходит осознание того, что свобода выбора — в прошлом, возникает чувство одиночества. Ради собственного здоровья и здоровья окружающих пациенту приходится менять образ жизни, и он ощущает потерю своего места в обществе, чувства принадлежности к обществу и своего Я, которое с этим чувством связано. В таком состоянии характерны жалобы на плохое настроение, вялость, апатию, дискомфорт, беспокойство, подавленность, обидчивость, слезливость. Необходимо объяснить пациенту, что такие состояния как тревожность, депрессия, навязчивые идеи представляют собой физиологически обусловленные реакции организма на стрессовую информацию и в дальнейшем, при успешном взаимодействии с врачом и психологом, могут поддаваться коррекции и будут устранены.

Четвертый этап — адаптация к диагнозу. Принятие диагноза и себя в новом статусе, смирение. Самым важным в результате прохождения всех четырех этапов является положительная динамика психологических переживаний — от отрицания тяжелого заболевания к принятию диагноза. Это происходит достаточно быстро — в срок от двух недель до полугода. Если человек готов к принятию информации, переосмыслил ситуацию, расставил приоритеты — он готов к продуктивному контакту и рациональному разрешению ситуации. На этом этапе целесообразно еще раз обсудить с пациентом ближайшие и долгосрочные планы на будущее, специфику заболевания, принадлежность к группам риска, отношение к различного рода зависимостям, вопросы безопасного совместного проживания, возможности создания семьи, рождения детей, получения образования. Важно мотивировать пациента на лечение и соблюдение здорового образа жизни и наметить стратегии дальнейших действий. На этом этапе меняется характер пациента, чаще в лучшую сторону — люди становятся более добрыми, отзывчивыми и понимающими. Переоценка людей и ценностей, работа над собой делает людей более духовными.  Поскольку туберкулез лечится длительно, со временем может наступать усталость от лечения, когда человек теряет веру. Возможно утяжеление соматического состояния, иногда требуется оперативное лечение, что ухудшает психологический статус пациента.

Психолог и психотерапевт работают с потребностями пациента и отталкиваются от них, а не от своих представлений и установок. Если относиться к человеку не как к объекту нашего воздействия, а как  к развивающейся личности (прогрессирующей или деградирующей) со своими сложными проблемами — мы сознаем, что серьезно помочь страдающему от туберкулеза мы можем, лишь объединив усилия различных специалистов и опытных консультантов. Поэтому успешное лечение возможно только при комплексном мультипрофессиональном подходе. Весь персонал противотуберкулезного диспансера может помогать пациенту адаптироваться к новым обстоятельствам и создавать условия для эффективного лечения — и лечение не будет казаться человеку таким страшным и болезненным, если он будет чувствовать, что он не одинок. Психолог, психотерапевт, социальный работник, врач-фтизиатр, медицинские сестры и другие специалисты должны выявлять весь круг проблем, быть рядом с пациентом, предоставляя утешение и глубокую эмоциональную поддержку.

 

 

г. Магнитогорск

2017